Правовое информирование и правовое просвещение населения

I) Порядок и случаи оказания бесплатной юридической помощи.

1. В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ), Законом Ивановской области от 08.11.2012 № 90-ОЗ «Об обеспечении граждан Российской Федерации бесплатной юридической помощью на территории Ивановской области», Положением о Департаменте, утвержденным Постановлением Правительства Ивановской области от 08.02.2013 № 31-п Департамент в пределах своей компетенции оказывает гражданам бесплатную юридическую помощь.

Перечень исполнительных органов государственной власти Ивановской области, входящих в государственную систему бесплатной юридической помощи в Ивановской области, утвержден постановлением Правительства Ивановской области от 19.02.2014 № 50-п «О государственной системе бесплатной юридической помощи в Ивановской области».

Правовое информирование и правовое просвещение населения может осуществляться юридическими клиниками образовательных организаций высшего образования и негосударственными центрами бесплатной юридической помощи.

 Список негосударственных центров бесплатной юридической помощи, а также коллегий адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в г.Иваново, можно найти на сайте в сети «Интернет» по ссылкам:

 https://minjust.gov.ru/ru/pages/negosudarstvennyj-centr-besplatnoj-yuridicheskoj-pomoshi-advokaty-grazhdanam/;

https://ivgazeta.ru/document/2023/12/06/spisok_advokatov_ivanovskoy_oblasti_uchastvuyushchih_v_deyatelnosti_gosudarstvennoy_sistemy_besplatnoy_yuridicheskoy_pomoshchi

2. В соответствии  со статьей 16  Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения оказывают бесплатную юридическую помощь:

— в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к их компетенции, в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

— гражданам, нуждающимся в социальной поддержке и социальной защите, в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера и представляют интересы гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях (в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации).

В соответствии  с пунктом 6 Порядка взаимодействия участников государственной системы бесплатной юридической помощи в Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 19.02.2014 № 50-п «О государственной системе бесплатной юридической помощи в Ивановской области»: участники государственной системы выдают гражданам (их законным представителям, представителям), имеющим право на получение бесплатной юридической помощи, направления к адвокату, включенному в список адвокатов, участвующих в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи, по форме согласно приложению 2 к Порядку взаимодействия участников государственной системы бесплатной юридической помощи в Ивановской области  в случаях, указанных в частях 2 и 3 статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ.

 

Категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, и случаи оказания такой помощи в соответствии со статьей 3 Закона Ивановской области от 08.11.2012 № 90-ОЗ «Об обеспечении граждан Российской Федерации бесплатной юридической помощью на территории Ивановской области»:

1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее - малоимущие граждане);

2) инвалиды I и II группы;

3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;

3.1) граждане, проходящие (проходившие) военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, граждане, находящиеся (находившиеся) на военной службе (службе) в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в воинских формированиях и органах, указанных в пункте 6 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", при условии их участия в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и (или) выполнения ими задач по отражению вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации, в ходе вооруженной провокации на Государственной границе Российской Федерации и приграничных территориях субъектов Российской Федерации, прилегающих к районам проведения специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, находящиеся (находившиеся) на указанных территориях служащие (работники) правоохранительных органов Российской Федерации, граждане, выполняющие (выполнявшие) служебные и иные аналогичные функции на указанных территориях, а также члены семей указанных граждан;

3.2) граждане, призванные на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, граждане, заключившие контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации, при условии их участия в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и (или) выполнения ими задач по отражению вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации, в ходе вооруженной провокации на Государственной границе Российской Федерации и приграничных территориях субъектов Российской Федерации, прилегающих к районам проведения специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, граждане, заключившие контракт (имевшие иные правоотношения) с организацией, содействующей выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, при условии их участия в специальной военной операции на указанных территориях, а также члены семей указанных граждан;

3.3) лица, принимавшие в соответствии с решениями органов государственной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики участие в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, Народной милиции Луганской Народной Республики, воинских формирований и органов Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики начиная с 11 мая 2014 года, а также члены семей указанных лиц;

4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;

4.1) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;

4.2) усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;

5) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;

6) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

7) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";

8) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

8.1) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:

а) супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации;

б) дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

в) родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

г) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

д) граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;

е) граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации;

9) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Случаи оказания бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи в соответствии  с частью 2 статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»:

Государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, осуществляют правовое консультирование в устной и письменной форме граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и составляют для них заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера в следующих случаях:

1) заключение, изменение, расторжение, признание недействительными сделок с недвижимым имуществом, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

2) признание права на жилое помещение, предоставление жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения, выселение из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселение из указанного жилого помещения;

3) признание и сохранение права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования, а также права пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

4) защита прав потребителей (в части предоставления коммунальных услуг);

5) отказ работодателя в заключении трудового договора, нарушающий гарантии, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, восстановление на работе, взыскание заработка, в том числе за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя;

6) признание гражданина безработным и установление пособия по безработице;

7) возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью или с чрезвычайной ситуацией;

8) предоставление мер социальной поддержки, оказание малоимущим гражданам государственной социальной помощи, предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

9) назначение, перерасчет и взыскание страховых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, социального пособия на погребение;

10) установление и оспаривание отцовства (материнства), взыскание алиментов;

10.1) установление усыновления, опеки или попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключение договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми;

10.2) защита прав и законных интересов детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

11) реабилитация граждан, пострадавших от политических репрессий;

12) ограничение дееспособности;

13) обжалование нарушений прав и свобод граждан при оказании психиатрической помощи;

14) медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов;

15) обжалование во внесудебном порядке актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц;

16) восстановление имущественных прав, личных неимущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайной ситуации, возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации;

17) обеспечение денежным довольствием военнослужащих и предоставление им отдельных выплат в соответствии с Федеральным законом от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат";

18) предоставление льгот, социальных гарантий и компенсаций лицам, указанным в пунктах 3.1 и 3.2 части 1 статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ;

19) предоставление льгот, социальных гарантий и компенсаций лицам, указанным в пункте 3.3 части 1 статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ;

20) признание гражданина из числа лиц, указанных в пунктах 3.1 и 3.2 части 1 статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ (за исключением членов их семей), безвестно отсутствующим;

21) объявление гражданина из числа лиц, указанных в пунктах 3.1 и 3.2 части 1 статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ (за исключением членов их семей), умершим.;

В соответствии  с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»:

Государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, представляют в судах, государственных и муниципальных органах, организациях интересы граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, если они являются:

1) истцами и ответчиками при рассмотрении судами дел о:

а) расторжении, признании недействительными сделок с недвижимым имуществом, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и об отказе в государственной регистрации таких прав (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

б) признании права на жилое помещение, предоставлении жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе принятых на воспитание в семьи, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжении и прекращении договора социального найма жилого помещения, выселении из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселение из указанного жилого помещения;

в) признании и сохранении права собственности на земельный участок, права постоянного бессрочного пользования, а также пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

2) истцами (заявителями) при рассмотрении судами дел:

а) о взыскании алиментов;

б) о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью или с чрезвычайной ситуацией;

в) об установлении усыновления, опеки или попечительства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о заключении договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми;

г) об обеспечении мер государственной поддержки детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

д) о защите наследственных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

3) гражданами, в отношении которых судом рассматривается заявление о признании их недееспособными;

4) гражданами, пострадавшими от политических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией;

5) гражданами, в отношении которых судами рассматриваются дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар или продлении срока принудительной госпитализации в психиатрическом стационаре;

6) гражданами, пострадавшими от чрезвычайной ситуации, - по вопросам, связанным с восстановлением имущественных прав, личных неимущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайной ситуации, возмещением ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации.

Порядок, условия и организационно-правовое обеспечение реализации права на получение бесплатной юридической помощи гражданами, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи регулируются Федеральным законом от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии  со статьей 21 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»:

В случаях, предусмотренных частью 2 статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ, бесплатная юридическая помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи оказывается гражданину, обратившемуся за такой помощью:

1) по вопросу, имеющему правовой характер;

2) по вопросу, который не получил ранее разрешения вступившим в законную силу судебным постановлением, принятым по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям:

а) решением (приговором) суда;

б) определением суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска;

в) определением суда о прекращении производства по делу в связи с утверждением мирового соглашения;

3) по вопросу, по которому не имеется принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение третейского суда, ставшее обязательным для сторон, за исключением случаев, если суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

Государственное юридическое бюро или адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, при принятии решения об оказании бесплатной юридической помощи гражданину, имеющему право на получение такой помощи, должны учитывать, что бесплатная юридическая помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи не оказывается в случаях, если гражданин:

1) обратился за бесплатной юридической помощью по вопросу, не имеющему правового характера;

2) просит составить заявление, жалобу, ходатайство или другой документ правового характера и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при отсутствии правовых оснований для предъявления соответствующих требований;

3) просит составить заявление в суд и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при наличии установленных законодательством Российской Федерации препятствий к обращению в суд, государственный или муниципальный орган, организацию.

Если государственное юридическое бюро или адвокат, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, принимают решение о невозможности оказания бесплатной юридической помощи гражданину, имеющему право на получение такой помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, ему выдается соответствующее заключение в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 21 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ.

Государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, не оказывают бесплатную юридическую помощь гражданину, если прокурор в соответствии с федеральным законом обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов этого гражданина.

II Содержание, пределы осуществления, способы реализации и защиты гарантированных законодательством Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов юридических лиц, содержание обязанностей граждан и юридических лиц и пределы исполнения таких обязанностей.

1. Основные права и свободы человека и гражданина изложены в главе 2 Конституции Российской Федерации. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией. К основным правам относятся:

- равенство граждан, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

- право на жизнь;

- достоинство личности;

- свобода и личная неприкосновенность;

- тайна частной жизни, переписки и телефонных переговоров, защита чести и доброго имени;

- неприкосновенность жилища;

- свобода передвижения, выбора место пребывания и жительства;

- свобода совести, свобода вероисповедания;

- свобода мысли и слова;

- право на объединение;

- право избирать и быть избранным;

- право обращения в органы власти;

- право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности;

- право частной собственности;

- свобода труда;

- материнство и детство, семья находятся под защитой государства;

- право на социальное обеспечение;

- право на жилище;

- право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

- право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением;

- право на образование;

- свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Государство гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина, каждому гарантируется судебная защита его прав. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Действует презумпция невиновности, которая означает, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Каждое право имеет пределы осуществления: осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17 Конституции Российской Федерации).

1.2. Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (статья 49 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом

Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть оспорено юридическим лицом в суде

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.

Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

1.3. Конституция РФ устанавливает следующие обязанности:

- соблюдать Конституцию РФ и законы;

- заботиться о детях и нетрудоспособных родителях;

- получить основное общее образование;

- заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры;

- платить законно установленные налоги и сборы;

- сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;

- защищать Отечество, в том числе нести военную службу.

III Компетенция и порядок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных им учреждений, полномочия их должностных лиц.

 

Компетенция и порядок деятельности Департамента управления имуществом Ивановской области, полномочия его должностных лиц определяются в соответствии с Положением о Департаменте управления имуществом Ивановской области, утвержденном постановлением Правительства Ивановской области от 08.02.2013 № 31-п, должностными регламентами государственных гражданских служащих Департамента.

Член Правительства Ивановской области - директор Департамента управления имуществом Ивановской области осуществляет полномочия на основании Положения о Департаменте управления имуществом Ивановской области, распоряжения Губернатора Ивановской области от 12.10.2023 № 331-рк «О назначении на государственные должности Ивановской области».

         В подразделе «Полномочия» раздела «Департамент» размещены Положения о Департаменте и его структурных подразделениях.

IV Правила оказания государственных и муниципальных услуг

Департамент управления имуществом Ивановской области осуществляет оказание государственных услуг в соответствии с правилами, установленными Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ).

 

Государственная услуга, предоставляемая исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, - деятельность по реализации функций исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги (статья 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ).

 

Порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги устанавливается административным регламентом (статья 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ).

 

Административные регламенты Департамента управления имуществом Ивановской области по  оказанию государственных услуг размещены на сайте Департамента, ознакомиться с текстом можно по ссылке https://dui.ivanovoobl.ru/pravovye-akty/administrativnye-reglamenty-departamenta/

V. Основания, условия и порядок обжалования решений и действий Департамента управления имуществом Ивановской области и его должностных лиц.

Гражданин вправе обжаловать действия (бездействия) либо принятые Департаментом решения во внесудебном и судебном порядке.

По общему правилу жалоба подается в Департамент управления имуществом Ивановской области в письменной форме на бумажном носителе, устно при личном приёме начальника Департамента или лицом, им уполномоченным, в электронной форме, а также может быть направлена по почте, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта Департамента.

Обжалование действий (решений) Департамента управления имуществом Ивановской области  и его должностных лиц при оказании государственных услуг осуществляется в порядке, предусмотренном Административными регламентами оказания государственных услуг (размещены на сайте Департамента, ознакомиться с текстом можно по ссылке https://dui.ivanovoobl.ru/pravovye-akty/administrativnye-reglamenty-departamenta/), главой 2.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ.

Судебное обжалование правовых актов, решений, действий (бездействия) органов государственной власти осуществляется  в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального Российской Федерации, а главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

VI. Порядок совершения гражданами юридически значимых действий и типичные юридические ошибки при совершении таких действий.

Основной формой взаимодействия граждан между Департаментом управления имуществом Ивановской области, его должностными лицами являются письменные и устные обращения граждан. Порядок указанного взаимодействия, а также совершения гражданами юридически значимых действий, определяется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Можно выделить следующие типичные ошибки при совершении гражданами юридически значимых действий при направлении обращений в органы государственной власти:

- в обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ (исключения составляют обращения, содержащие информацию о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившим);

- в обращении содержатся вопросы, являющиеся предметом рассмотрения в судебных органах или излагаются вопросы, по которым имеются вступившие в законную силу судебные решения. В последнем случае гражданину возвращается обращение с разъяснением порядка обжалования судебного решения;

- текст письменного обращения не поддается прочтению;

- в обращении содержится вопрос, на который гражданину многократно (не менее двух раз) руководством Департамента направлялись письменные ответы по существу, при этом в очередном обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства;

Каждый гражданин имеет право на ознакомление с документами  и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию.

Нормативные правовые акты в сфере обеспечения граждан Российской  Федерации  бесплатной юридической помощью

Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (скачать).

Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»(скачать).

Закон Ивановской области от 08.11.2012 № 90-ОЗ «Об обеспечении граждан Российской Федерации бесплатной юридической помощью на территории Ивановской области» (скачать).

Постановление Правительства Ивановской области от 19.02.2014 № 50-п «О государственной системе бесплатной юридической помощи в Ивановской области» (вместе с «Порядком взаимодействия участников государственной системы бесплатной юридической помощи в Ивановской области», «Перечнем исполнительных органов государственной власти Ивановской области, входящих в государственную систему бесплатной юридической помощи в Ивановской области»)(скачать).

Постановление Правительства Ивановской области от 28.12.2012 № 572-п «Об утверждении перечня документов, определяющих принадлежность гражданина Российской Федерации к категории лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи»(скачать).

Постановление Правительства Ивановской области от 06.03.2015 № 69-п «О Порядке принятия решений об оказании в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации» (скачать).

Постановление Правительства Ивановской области от 06.12.2016 № 405-п «Об утверждении Положения о порядке, условиях и организационно-правовом обеспечении реализации права на получение бесплатной юридической помощи гражданами Российской Федерации, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи на территории Ивановской области» (скачать).

Постановление Правительства Ивановской области от 28.12.2012 № 571-п «О некоторых вопросах участия адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи на территории Ивановской области»(скачать).