Порядок поступления на государственную гражданскую службу

Основные требования при поступлении на государственную гражданскую службу и ограничения, связанные с государственной гражданской службой.
Основные требования при поступлении на государственную гражданскую службу
Федеральным законодательством установлено четыре вида требований к гражданину, соблюдение которых дает ему право поступления на гражданскую службу:
1) наличие гражданства Российской Федерации;
2) достижение возраста 18 лет;
3) владение государственным языком Российской Федерации;
4) соответствие квалификационным требованиям, установленным законодательством о государственной гражданской службе.
На гражданскую службу вправе поступать только граждане Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства такого права не имеют. Отсутствует право поступления на гражданскую службу и у лиц, имеющих двойное гражданство, если международным договором Российской Федерации прямо не предусмотрена такая возможность.
В отличие от Трудового кодекса Российской Федерации, который допускает прием на работу по общему правилу с 16 лет, право поступления на гражданскую службу возникает у гражданина только с 18 лет. Повышение возраста по сравнению с общими требованиями, установленными Трудовым кодексом Российской Федерации, обусловлено спецификой профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, его более высокой, по сравнению с другими работниками, ответственностью за выполнение возложенных функций.
Обязательным условием для поступления на гражданскую службу является владение русским языком. Согласно ст. 68 Конституции Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
Конкурс при поступлении на государственную гражданскую службу
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей.
Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.
Таким образом, на конкурсной основе обеспечиваются конституционное право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе, а также право гражданских служащих на должностной рост. Применение конкурсных процедур при отборе кадров, кроме того, способствует комплектованию государственных органов Российской Федерации наиболее способными и квалифицированными специалистами.
Конкурс не проводится:
1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;
2) при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;
3) при заключении срочного служебного контракта;
4) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28, частью 1 статьи 31 и частью 9 статьи 60.1 Федерального закона;
5) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.
Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа.
По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.